Куликов Владимир Владимирович (1907–1985 г. г.), капитан, начальник отделения парашютно-десантной подготовки 2 мвдбр – с 25.04.1942 г. служил начальником парашютно-десантной подготовки спецшколы разведотдела штаба СЗФ. В мае 1945 г. был гв. майор, начальник парашютно-десантной подготовки 5 гв. Бомбардировочного Авиационного Витебского Корпуса. Родился 12.12.1907 г. (указывается также 29.11.1907 г. ) в г. Пенза. Отец его был хирургом, а мать – фельдшер-акушер. В 1910 г. по направлению, данному родителям, семья переехала в Самарскую область для работы на суконной фабрике. Повзраслев, Владимир тоже стал работать на этой фабрике. В 1922 г., в 15 лет, вступил в комсомол. В возрасте 20 лет женился на Комаровой Александре Федоровне. Она увлекалась спортом, посещала спортивный клуб ДОСААФ. В 22 г., в 1929 г., стал членом партии и назначен уполномоченным по коллективизации. 10.10.1930 г. был призван в КА, в 1931 г. присвоено воинское звание лейтенант. Был назначен командиром роты в г. Балашово Саратовской области, затем его перевели в г. Куйбышев (Самару), где прослужил 6 лет. В 1938 г. был переведен в Саратовскую область инструктором летного дела. В 1939 г. участвовал в Финской войне. В 1941 г. начал войну в авиации, был штурман на самолете ИЛ-2. После демобилизации 13.01.1947 г. в звании гв. майора авиации был назначен партийным секретарем в промсовхозкомбинат им. Максима Горького в селе Новый Буян Красноярского района Саратовской области. В 1951 г. стал директором Новобуянского спиртзавода. В 1953 г. назначен директором спиртзавода “Красная Долина” в Оренбургской области. С 1963 г. до выхода на пенсию в 1967 г. работал директором Новобуянского спиртзавода. 

И о следующем герое я расскажу поподробнее. Жил среди нас. Общался с односельчанами, не раз приглашался в школу на уроки мужества. Рассказывал о своей фронтовой жизни. Ввиду всего этого мы имеем более объемный материал. Это Куликов Владимир Владимирович (1907 – 1985 г.). Владимир родился 12 декабря 1907 года в городе Пенза. Отец его был хирургом, а мать фельдшер-акушер. В 1910 году по направлению, данному родителям семья переехала в Ульяновскую область, для работы в больнице суконной фабрики. Повзрослев, Володя тоже стал работать на этой фабрике. В пятнадцать лет (1922 г.) он вступил в комсомол. В возрасте 20 лет женился на Комаровой Александре Федоровне. Шура увлекалась спортом, посещала спортивный клуб ДОСААФ. В 22 года (1929 год) стал членом партии и назначен уполномоченным по коллективизации. А в 1930 году был призван в Красную Армию. Через год ему было присвоено воинское звание – лейтенант. Потом был назначен командиром роты в г. Балашово. В 1932 году его перевели в Самару. Здесь он прослужил шесть лет. В 1938 году он был переведен в Саратовскую область инструктором летного дела. В 1939 году участвовал в Финской войне. В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, Владимир Владимирович воевал в авиации, был штурманом на знаменитом самолете Ил-2. Николай Петрович Каманин в книге «Крылья Победы» так писал о своих подчиненных и об их машинах: «После Львовской операции наши войска заняли Сандомирский плацдарм, обеспечив за собой значительную территорию. Но пехоты было мало, тылы отстали. Главная тяжесть борьбы за сохранение плацдарма легла на авиацию. Штурмовикам нашего корпуса 6 пришлось работать с большим напряжением. Танкисты, пехотинцы, все воины, с которыми нам приходилось работать вместе не один раз вспоминали добрым словом тех, кто создал такую исключительно ценную машину, как «Ил-2». А создали ее на берегах Волги. В то время на тихой Самарской улице в Куйбышеве жил главный конструктор «Илов» Сергей Владимирович Ильюшин. А на авиационном заводе и день и ночь, без праздников и выходных, люди строили «летающие танки», дав их за годы войны, как утверждает Генеральный конструктор авиационной техники Александр Сергеевич Яковлев в своей книге «50 лет советского самолетостроения, более сорока тысяч. Ни один самолет в нашей стране не выпускался в таких количествах». А вот, что рассказал об этом самолете сам Владимир Владимирович. «К тому времени грозный бронированный самолет-штурмовик Ил-2 снискал себе настоящую боевую славу. С малых высот и даже с бреющего полета наши летчики в одиночку, парами, шестерками, а то и девятками громили фашистов, наводя на них ужас». Ил-2 был одним из лучших самолетов. Но летать на нем могли только экипажи физически сильные и закаленные. Вот как-раз таким и был Владимир. На его счету одна тысяча двести боевых вылетов. Он воевал на Северо-Западном фронте, на втором Украинском, освобождал Латвию и Литву. Два раза был ранен. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны он был награжден двумя орденами Красной Звезды и Орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу» и «за взятие Кенигсберга» и многими юбилейными медалями. Закончил войну в звании гвардии майора авиации. В 1946 году Владимир Владимирович был назначен партийным секретарем в Промсовхозкомбинат имени Максима Горького в селе Новый Буян. В 1951 году стал директором спиртзавода. В 1953 году получил назначение в Оренбургскую область в качестве директора спирткомбината 7 «Красной Долины». В 1963 году он был назначен снова директором Новобуянского спиртзавода. Где и проработал до пенсии. Нужно отметить одно: где бы он ни был, кем бы не назначался с честью и достоинством нес свою службу. И не напрасно государство присвоило ему статус – пенсионера Республиканского значения. Участник трех войн: Финской, Великой Отечественной и Японской, он защищал и в небе и на земле родную землю. И внес ценой своей жизни, здоровья огромный вклад в дело Великой Победы. Ведь его девизом всегда были слова «…завоевать радость, солнца свет! И вырвать у врага утраченное счастье!»  http://allworldart.ru/wp-content/uploads/2014/02/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%B8.-%D0%95%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%8C%D1%8F.pdf   

 

Куликов Владимир Владимирович 

 

Куликов Владимир Владимирович 

 

Куликов Владимир Владимирович 

123